Формирование активной гражданской позиции через исследование.
г. Донецк Ростовской области
Бондарь О.И. учитель биологии, географии
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине и постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень гражданского самосознания. А ведь именно в школьные годы формируется активная гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, готовности к служению Отечеству, то есть то, что и составляет основу понятия «патриотизм». Поэтому школе с ее обширными образовательными и воспитательными возможностями отводится центральное место в системе духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.
В средней и старшей школе я как учитель использую такую новую форму воспитательной работы как исследовательскую деятельность учащихся. Считаю, что историческая дисциплина открывает широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучающихся. Именно через исследовательскую работу по изучению прошлого своей Родины, края, семьи идет осознание ребёнком себя частью страны. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, задач направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством педагога. Огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выборам будущей профессиональной области. Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме этого исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам, будут знать, что в свою очередь передать потомкам. При подготовке работы мы пытаемся задействовать все возможные методы и приёмы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательной работы. Это позволяет прививать детям любовь к Родине, к её истории. Ученик, знающий и уважающий историю своей Родины, всегда будут занимать активную гражданскую позицию, именно в этом проявляется его патриотизм. Патриотические чувства формируются и в процессе изучения истории и географии родного края. Мои ученики с интересом относятся к этому направлению в предметах и не раз выполняли краеведческие работы.
Остановлюсь на исследовательской работе, которая выполнялась под моим руководством в 2014-2015 учебном году. Исследовательская работа ученицы 8 класса Харьковой Дианы «Место войны в жизни и творчестве Двухбратова М.П.- учителя, воина, писателя» сыграла большую роль в формировании чувства патриотизма у ребенка и ее сверстников.
Во вступительной части Диана отражает цель, задачи, актуальность, методы и гипотезу своего исследования.
Большую роль в формировании патриотизма дает пример личностей в литературе, а особую значимость они приобретают, если они являются нашими земляками. Объект исследовательской работы: деятельность и творчество Двухбратова М.П., учителя, воина, писателя, жителя города Донецка Ростовской области. Предмет исследования: история жизни Двухбратова М.П., его вклад в культурное наследие города Донецка Ростовской области. Цель работы- на основе анализа жизни и творчества М.П. Двухбратова донести до читателей важность его вклада в воспитание ответственности нашего поколения за сохранение мира на земле. Задачи: информировать общественность о нашем земляке; проанализировать имеющуюся информацию о жизни и деятельности Двухбратова М.П.; осознать и донести до читателя историческое прошлое, будущее и свою роль в нем.
Актуальность: 2015 год объявлен годом литературы, а также исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. История жизни и творчество Михаила Петровича Двухбратова - пример служения Родине для нашего поколения. Методы исследования: 1. Сбор информации о деятельности Двухбратова М.П. через: общение с сотрудниками библиотечной системы, директором Донецкого историко- краеведческого музея, встречи и беседы с Двухбратовым М.П. и его родственниками. 2. Анализ творчества, документов и фотографий писателя(Приложение 2.) 3. Оформление собранного материала. Гипотеза – предположим, что творчество М.П. Двухбратова носит героико- патриотический, нравственный и воспитательный характер и формирует у нашего поколения активную гражданскую позицию.
|