Экология - это жизнь!


                               Сайт учителя географии и биологии Бондарь О.И.

Четверг, 23.11.2017, 04:54

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Выход

Главная » Файлы » Методика

Реализация инновационного пилотного проекта по здоровьесбережению в МБОУ СОШ №3 г. Донецка с использованием диагност
18.10.2017, 19:12

 

Колесникова Жанна Эдуардовна- педагог-психолог МБОУ СОШ №3

Бондарь Оксана Ивановна- руководитель пилотной площадки здоровьесбережения

Реализация инновационного пилотного проекта

по здоровьесбережению в МБОУ СОШ №3 г. Донецка

с использованием диагностического аппарата «АРМИС»

 

Приоритетной задачей нашей школы является сохранение здоровья детей. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом МБОУ СОШ №3. Для её решения в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого обучающегося.

 

Задачи работы этой системы:

-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;

-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;

-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;

-адаптация учащихся к жизни в обществе;

-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.

 

Основное содержание здоровьесберегающей работы в нашем учреждении:

 

В нашей школе применяют рациональный подход к организации учебного процесса:
- соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки обучающихся;
- используются здоровьесберегающие технологии: метод проектов, групповые и игровые методы обучения; применяется личностно – ориентированный подход к обучению; соблюдаются все требования к использованию технических средств в обучении;
- рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
- составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.

 

В школе создан комфортный психологический климат, проводятся индивидуальные консультации учащихся и их родителей, организуются разнообразные психологические тренинги учащихся.

 

Экологическое воспитание проходит в нескольких направлениях: проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия.

 

В школе проводится полноценная и эффективная физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися всех групп здоровья, организуются динамические паузы, проводятся физкультминут на уроках, которые способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей; проводятся школьные спортивные мероприятий, обучающиеся принимают активное участие во внутришкольных и городских соревнованиях; организованы совместно с городской детской спортивной школой секций – футбол, легкая атлетика, осуществляется подвоз детей в детский спортивный комплекс на уроки плавания, проходит активная работа с социумом;
Наше образовательное учреждение достаточно оснащено спортивным инвентарём и современным оборудованием.

В нашем образовательном учреждении проходят ежегодные профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация; выполняется контроль санитарных правил; проводится мониторинг и анализ состояния здоровья детей; ведутся паспорта здоровья учащихся.

Обеспечивается рацион питания обучающихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах). Повышается культура питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера по правильному и здоровому питанию.


Организуется профилактика нарушения осанки:
- выполнение санитарных требований к мебели;
- физкультминутки;
- динамические часы;
- спортивные часы во второй половине дня.


Профилактика нарушения зрения:

- рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
- физкультминутки для зрения;
- выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и технических средств обучения, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.


Успешно организуется просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями:
- повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
- повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.


Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
- необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися;
- оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарём;
- современное оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания.


 

В помощь поддержания и контроля физического и психического здоровья обучающихся нам была поставлена в 2013году информационная система «Наша здоровая школа», включающая аппаратно-программный комплекс «Армис» и компьютеризированные программы психологической диагностики, где создается единая база данных о показателях развития обучающихся, доступной родителям обучающихся.

В реальном времени система передает информацию в единую базу данных, и мы можем тут же формировать некоторые обобщающие заключения об особенностях развития учеников нашей школы. Обследования проводятся с первого по одиннадцатый класс с заключившими договор на обследование.

Цель данного проекта является сбор и анализ данных развития обучающихся, получаемых средствами АПК «АРМИС» и комплекса компьютерных программ психологической и психофизиологической диагностики. АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.

Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 40 минут оценивается функциональное состояние ребенка:

- Сердечно-сосудистой системы

- Дыхательная система

- Слуховая система

- Зрительная система

- Центральная нервная система

- Физическое развитие

Результаты обследований, полученные с помощью аппарата АРМИС в обезличенной форме в режиме реального времени по защищенным каналам поступают на сервер и используются для статистического анализа органами государственного управления. При этом обеспечивается полная конфиденциальность результатов индивидуальных обследований и полностью соблюдаются все требования по защите персональных данных. При распечатке заключений фамилия и имя обследуемого не указывается – их вписывает в документ от руки медицинский работник образовательного учреждения. Одна копия заключения становится непосредственной частью Медицинской карты ребенка, вторая — в запечатанном конверте передается родителям.

Важно помнить: аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т. п.

Здоровье человека является интегральным показателем, который определяется комплексом медико-биологических и социально-психологических характеристик, а так же зависит от системы факторов, важнейшими из которых являются образ жизни, воздействие окружающей среды, наследственность и качество медицинского обслуживания.

Корректировка деятельности нашего образовательного учреждения направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основании результатов, полученных на АПК «Армис» выглядит так:

- данные полученные на АПК «Армис» дают информацию о состоянии организма каждого отдельно школьника, что очень помогает в дальнейшем выстраивать и ориентировать дальнейший учебный процесс, т.е. способствует достижению наилучших (для каждого конкретного ребенка) результатов обучения при его оптимизации, сведению к минимуму затрат организма на преодоление факторов (физического, психогенного и иного происхождения), мешающих учебе. Полученные результаты и проведенный анализ способствуют формированию индивидуального подхода к обучаемым, а так же дает материал педагогам к составлению учебных программ, дифференцированных с точки зрения психофизиологического состояния учащихся.

Стандартные методики обследования ЦНР позволяют выявить ухудшение функционального состояния обследуемого и принять меры по оптимизации режима дня, физических и умственных нагрузок.

В ходе уроков педагогами всегда создается и поддерживается положительная психологическая атмосфера, дается позитивный настрой обучающихся. При составлении расписания занятий учитывается не маловажный фактор изменения работоспособности в течение дня, колебания между пика работоспособности и спада физической и умственной активности. Например, у младших школьников на первом уроке работоспособность низкая, поскольку им необходимо время на врабатывание в учебный процесс, поэтому им в расписании ставятся на первых уроках «легкие предметы», которые не требуют повышенной умственной нагрузки (музыка, физическая культура, окружающий мир и т.д.), на вторые и третьи уроки ставятся предметы, такие как русский язык и математика. Динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит иной характер. На четвертом уроке наблюдается значительное снижение работоспособности. На пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно некоторое повышение работоспособности, а к шестому уроку она резко падает. Учитывая динамику работоспособности школьников, наши педагоги, распределяют наиболее трудные предметы и включают в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми и последними. Так же учитывают и не ставят 2 или 3 трудных предмета подряд, чередуют их с более легкими. Разгружают умственную нагрузку обучающихся на уроках физминутками и динамическими паузами во второй половине дня, а так же организуются динамические перемены между сложными предметами, что помогает снимать напряжение, приводящие к изменению функционального состояния сердечно-сосудистой и нервных систем. При проведении уроков педагоги привлекают как можно большее число органов чувств учащихся: слух, зрение, тактильную чувствительность. Ведь многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: у большинства обучающихся усвоение информации происходит в основном зрительно (визуальный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух, у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами).

При организации учебного процесса в ОУ учитывается комплекс факторов воздействия педагога на обучающихся. 90-100% педагогов ОУ при организации образовательного процесса используют технологии индивидуализации обучения; учитывают данные психологической диагностики о личностных особенностях обучающихся, о состоянии психологического и физиологического здоровья обучающихся и группах риска среди обучающихся; обеспечивают реализацию принципов позитивной психологической атмосферы уроков, различную мотивацию на достижение успеха, используют приемы эмоциональных разрядок, обеспечивают контроль возникновения на уроках дезадаптационных состояний обучающихся, предотвращают данные состояния психолого-педагогическими приемами и технологиями.

Все педагоги нашего образовательного учреждения в ходе образовательного процесса обеспечивают подбор форм и методов преподавания, адекватных возрасту обучающихся, реализуют принцип грамотного подбора оптимальных показателей темпа и ритма уроков, обеспечивают сменность видов деятельности на уроке, обеспечивают процедуры контроля за осанкой обучающихся во время урока и выполняют требования к профилактике утомления уроков приемы индивидуального подхода к обучающимся.

 

В 2016-2017 уч. году нашими специалистами было обследовано 588 обучающихся (100%), в этом году заключено 574 (100%) договоров на обследование. В настоящий момент проведено 48 обследований.

За 2016-2017 учебный год мы имеем такие показатели:

 

 

Количество обследований

Сердечно-сосудистая система

Дыхательная система

Центральная нервная система

Физическое развитие

 

588

68% 32%

81% 19%

79% 21%

88% 12%

норма/не норма

 

- количественная оценка уровня здоровья обучающегося проводится на основании анализа данных его истории болезней (регистрируется наличие хронических заболеваний) и результатов диагностики физического развития. На основании этих данных делается вывод. В ходе реализации программы диагностики уровня здоровья школьников, обязательным является многократное обследование учащихся в течении всего периода их обучения вобразовательном учреждении, что обеспечивает лонгитюдный характер данного исследования. Многократность проводимых обследований позволяет говорить о формировании индивидуальных нормативов – психофизиологического портрета обучающегося.

 

Пока рано говорить о каких-либо результатах в 2017-2018 учебном году и мониторинге улучшения или ухудшения здоровья ребенка, но это предстоит нам сделать уже в конце учебного года 15% в год. Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся на основании данных углубленного осмотра с выделение группы здоровья и физкультурной группы для каждого обучающегося проводится со всеми обучающимися 1-й, 2-й и 3-й ступеней обучения. Количество обучающихся в образовательном учреждении с 1 группой здоровья по сравнению со среднестатистическими данными по стране выше более чем на 3%.

Более 50% обучающихся отнесены к первой группе здоровья, по сравнению с предыдущим годом обнаружено увеличение численности обучающихся, относящихся с 1 и 2 группа здоровья, более чем на 5% в год.

Более 80% обучающихся отнесены к основной медицинской группе для занятий физической культурой на основании комплексной оценки состояния здоровья обучающихся.

Предыдущего года можно сказать, что менее 50% обучающихся имели случаи общей заболеваемости и менее 25% обучающихся отнесены к категории часто болеющих детей. По сравнению с предыдущим годом обнаружено уменьшение количества случаев общей и острой заболеваемости и снижение показателя часто болеющих детей.

Учителя физкультуры, работающие в школе, имеют высшее педагогическое образование по специальности «учитель физвоспитания», руководят внеклассной спортивной работой сверх физического воспитания, уроки построены по принципу дозирования физкультурной нагрузки в зависимости от особенностей физического развития обучающихся, подбор упражнений осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся с учетом показателей полученных на АПК «Армис».

 

Результаты деятельности нашего учебного заведения:

Для оценки качества образования в школе проводится мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей, а также опросы учителей. Например, в 2017 г. проведено анкетирование методиками «Экспертиза образовательной среды». Результаты анкетирования показали высокую степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, а именно: более высокий уровень требований к знаниям обучающихся, высокий творческий потенциал учителей; благоприятный психологический климат в школе. Коллектив преподавателей отметил, что, учитывая прежде всего интересы учащихся, учителя находят с детьми общий язык, создают единые условия для всего класса, поощряют активность учащихся. Учителя добились того, что при интенсивном проведении урока учащиеся получают минимальное домашнее задание. Учащиеся со своей стороны отметили, что важную роль в усвоении учебного материала играют диалоговые и дискуссионные методы обучения, а также благоприятный психологический климат на уроках.

Наша школа - общеобразовательное учреждение, реализующее различные общеобразовательные программы, которые включают начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного процесса.

Ключевые направления деятельности педагогического коллектива:

· Внедрение образовательных стандартов.

· Развитие системы поддержки талантливых детей.

· Развитие учительского потенциала.

· Обеспечение условий для развития здоровья детей.

· Современная школьная инфраструктура.

 

О лояльном отношении родителей к работе школы свидетельствуют многие факты, например:

 

- в 2016 г. в 1 класс было зачислено 60 обучающихся, это 2 класса по 30 учеников;

В 2017г. из 2-х девятых классов (58 чел.) в 10 класс перешли и продолжили обучение 28 обучающихся;

- многие родители обучающихся школы приводят в наше образовательное учреждение и других своих детей. Практически в каждой параллели классов есть много таких семей.

В школе широко применяются традиционные педагогические технологии, педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало применение учителями-предметниками здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • использование физкультурных пауз, физкультминуток на уроках.

 

Общие выводы: Характерной чертой истекшего года в работе школы является стабильность. Главным условие для достижения поставленных целей стала продуктивная работа всего педагогического коллектива над выполнением поставленных задач:

 

1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, сочетается с курсовой подготовкой педагогов.

 

2. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, принимающих активное участие в работе МО и других мероприятиях.

 

3. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях, требующих определенного интеллектуального уровня, улучшены спортивные достижения обучающихся нашей школы.

 

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в школе при стабильных результатах обучения было успешным, мы стараемся реализовывать следующие условия:

- выявлять и учитывать показатели здоровья обучающихся;

- правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);

- применять здоровьесберегающие технологии;

- вводить курс ОБЖ (внеурочная деятельность) в соответствии с требованиями ФГОС;

- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

 

В педагогической деятельности необходимо продолжить создание условий для становления и раскрытия личности ребенка, развития и проявления его способностей, развития конкурентно-способной и социально-адаптивной личности.

В воспитательной работе продолжить реализацию преемственности между всеми ступенями воспитания.

В следующем учебном году воспитательная работа должна строиться так, чтобы попытаться развить в ребятах ответственность, доброту, честность, вежливость, жизнерадостность, культуру поведения, общение, трудолюбие. То есть продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся.

Качество воспитания необходимо оценивать не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми. Стиль педагогического воздействия можно кратко обозначить так:

оказывать доверие,

проявлять уважение,

обеспечивать успех.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, сохранить и укрепить здоровье, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

Категория: Методика | Добавил: Ksjucha
Просмотров: 11 | Загрузок: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Часы

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители

Поиск

Сайт в каталогах

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'