Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Василия Цветкова
муниципального образования «Город Донецк»
Исследовательская работа
на тему: «Тема детства в мемуарах Двухбратова М.П.»
Работу выполнили:
детское объединение «Максимус»
МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Руководитель:
Бондарь Оксана Ивановна
учитель биологии, географии
г. Донецк РО
2017-2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………….стр.3
1.Предки М.П. Двухбратова…………………………………… …..стр.4
2.Родители М.П. Двухбратова ………………………………………,стр.4-5
3.Чекомасов Андрей Григорьевич …………………………………,,,стр.6
4.Семья Двухбратова Михаила Петровича …………………………………,стр.6-7
Заключение…………………………………………………………….,стр.7
Литература ……………………………………………………………,,стр.7
Приложение…………………………………………………………….стр.7-8
Введение
Богато литературное наследие Ростовской области. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб – довольно интересное и увлекательное занятие.
При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное.
В мемуарах Михаила Петровича «Родство» он раскрывает тему детства, семьи и прошлого своей Родины.(Приложение 1)
Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель:
на основе детального анализа мемуаров Двухбратва М.П. «Родство» выявить влияние детских лет на дальнейший жизненный путь писателя
Задачи:
изучить автобиографическую литературу, в которой описано детство М.П. Двухбратова;
понять и осмыслить поступки и отношения взрослых и детей ;
провести опрос по данной теме и проанализировать полученные результаты;
сделать выводы о проделанной работе;
Объект исследования – биография Двухбратова М.П.
Предмет исследования: мемуары «Родство» Двухбратова М.П.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в детальном анализе мемуаров М.П. Двухбратова «Родство»
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении конференций по произведениям М.П. Двухбратова
Актуальность: актуальность темы объясняется тем, что именно с детства начинает формироваться личность и происходит становление характера.
Гипотеза: предположительно, детство является отправной точкой в жизни каждого человека, именно в детстве закладываются важнейшие нравственные основы личности, по которым строится жизненный путь человека.
Методы исследования:
-анализ литературы и материалов сети Internet;
-изучение, сравнение и обобщение материала о Донском крае;
-анализ полученных данных;
-классификация собранного материала в хронологическом порядке;
1.Предки Двухбратова М.П.
В предвоенные годы Михаил Петрович несколько раз встречался с родным дядей по материнской линии, который рассказал ему о предках.
«Об этом я и хочу поведать своей семье, родственникам и землякам, а также тем людям, которые интересуются прошлым своей Родины»[1].
Первоначально хутор Какичев располагался на правом берегу Северского Донца, немного выше впадения в него реки Лихая. А в 1703 году на левом берегу началось строительство казачьего населенного пункта, получившего впоследствии название станицы, а потом города Белая Калитва. Хутор славился горами Сестрами и плодородными землями, где какичевцы выращивали пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, подсолнечник и огородные культуры.
Река Лихая при разливе причиняла много бед, и видимо это обстоятельство послужило причиной переезда хуторян на другое место, где сейчас и находится.
От поколения к поколению передавались сказания о двух братьях, которые вместе с другими людьми заняли земельные участки и обозначили их колышками. Эти братья и явились основателями усадеб казачьего рода Двухбратовых.
Сестра мамы Михаила Петровича тетя Оля была очень гостеприимной, она всегда дарила Мише конфеты, пряники и другие сладости. Остальные мамины сестры жили далеко, но всегда помогали, особенно после смерти отца. Также в стороне не остались и старшие братья и сестры Михаила Петровича, помогали продуктами, одеждой, обувью. Со слов мамы писатель рассказывает о случае в 1921 году. «…когда мне было два года, Мигулины Иван и Татьяна привезли нам 3 мешка- один с зерном, два с мукой.
Я тогда еле ходил на ногах, а живот был пухлый…Были трудности и в другие годы. Я пишу об этом потому, чтобы доказать, что семья мамы не была кулацкой, а мать хотели раскулачить в 1930 году, о чем я написал в повести «Чтобы выжить»»[2].
В хуторе родительскую семью писателя называли фамилией Калиновых, в честь деда Калины. Со слов Пелагеи Филлиповны, матери Михаила Петровича, дед Калина был хозяйственным человеком.
2.Родители Двухбратова М.П.
О своем отце Михаил Петрович знал со слов матери. Петр Калинович умер за два месяца до рождения младшего сына Миши. Служил он в 6 Его Величества казачьем батальоне в охранной Императорской армии. Пелагея Филлиповна рассказывала сыну о том, что отец был мастером на все руки: занимался земледелием, сеял зерновые, шил одежду, валял валенки, плотничал, держал хозяйство. После его смерти в семье наступили трудные времена.
Писателю выпала горькая судьба. Он рос без отца. Его тетя по отцовской линии с мужем из станицы Глубокой хотели усыновить маленького Мишу. «Когда их дочь вышла замуж и уехала жить в Ростов, тетя приехала к матери и стала просить ее, чтобы она согласилась передать в их семью меня на воспитание. Мать помолилась на иконы и ответила ей: «Нет, дорогая сестрица, свою кровиночку я не отдам никому. Спасибо вам и братцу за заботу»». [3]
В своих мемуарах Михаил Петрович пишет о том, что в 1922-1931 годах в хуторе Какичев, где прошло детство писателя, не было голода, но многие хуторяне жили впроголодь. Особое внимание писатель уделяет воспоминаниям об арбузном меде. Семья Двухбратовых имела в степи бахчи. Когда вырастали маленькие арбузята с кулак, на охрану от птиц и зайцев ставили детей с семи лет. Поэтому дети кушали первыми арбузный мед. Технология изготовления арбузного меда была следующая: маленькие арбузы разбивались кулаком, и деревянной ложкой выбиралась мякоть. Ее складывали в чашку, затем в котел. Печи стояли на улице под навесом, где готовили мед. «Мы слаще этой еды ничего ни когда не ели»- писал Михаил Петрович.
До семилетнего возраста писатель описывает свою жизнь так: в зимнее время он находился в курене, а когда было прохладно, забирался на грубу. До 4-5 лет ходил в длинной рубашке, без штанов. Плавать научился в 5 лет.
Во 2 классе Миша с друзьями поплыли через Донец за яблоками. На противоположном берегу сады никто не охранял, поэтому справились быстро. За ними наблюдали мамы некоторых ребят, и когда те вышли из воды и вынесли «свои» яблоки, они потрепали им уши. Затем сообщили о случившемся другим родителям, дети которых плавали за яблоками.
В школе учитель провел совместное собрание родителей и детей, где обсуждался вопрос о безопасности жизни и о недопустимости случаев воровства, позорящих честь и достоинство родителей, детей и родственников.
Зимой мальчишки проводили соревнования по катанию на льду на одном коньке. В те годы купить металлические коньки было трудно, поэтому старший брат Михаила Петровича сделал ему конек сам.
В теплое время года ребята поднимались на вершины гор-Сестер и любовались красотой природы. Перед поворотом Донца на восток находилась большая песчаная коса, через которую в 1185 году князь Игорь переправлял свое войско для борьбы с половцами. В мае 1970 года в честь этого события был установлен памятник на горе Караул.
В годы детства Михаила Петровича в установленные дни устраивались кулачные бои. Начинали драку дети, потом их подменяли подростки, а их- взрослые парни, а парней- пожилые мужчины. Побежденные не обижались и не мстили победителям, таков был неписаный закон казачьих боев.
Один из судьбоносных случаев описывает Михаил Петрович в своем произведении. Как- то у соседей поворовали огурцы, а соседка видела, как Миша купался в Донце напротив их усадьбы, и обвинила его в воровстве. Это был первый случай, когда его побила мать. Он обиделся и несколько дней не разговаривал с ней, пока его друзья не назвали подлинных воришек. Мать попросила прощения и поцеловала сына.
Детские годы жизни, этот случай и урок народной педагогики Михаил Петрович запомнил навсегда. Много лет спустя, когда работал директором школы, он обидел ученика, удаленного учительницей с урока. Писатель вспомнил, как родная мать просила у него извинения за несправедливую обиду. Он вернулся к мальчику и попросил у него извинения.
3. Чекомасов Андрей Григорьевич
В 1915 году после окончания Каменской учительской семинарии Андрей был назначен учителем в школу хутора Какичев, где и познакомился с строй писателя Еленой. Они поженились, и у них родилось двое детей. Позднее они переехали в Адыгейскую автономную область, где не хватало педагогических кадров. Андрей Григорьевич имел большой опыт работы, и его назначили директором школы колхозной молодежи. Позднее ее преобразовали в среднюю, поэтому Андрею Григорьевичу пришлось поступить заочно в Краснодарский пединститут.
9 и 10 классы Михаил Петрович заканчивал в Белосельской средней школе и получил аттестат за подписью Андрея Григорьевича. Одновременно с Андреем Григорьевичем в институте учились и его дети: Николай и Мария.
Во время каникул студенческая семья усаживалась за чтение книг и Михаил Петрович с сестрой присоединялись к ним. Интерес к чтению у писателя проявлялся с детства, потом он расширялся, а в этой семье он принял осознанный и целенаправленный характер. Часто в домашней обстановке проводилось семейное обсуждение книг.
Во время войны с Финляндией погиб сын Николай, его смерть сильно подкосила здоровье сестры и Андрея Григорьевича. По окончании института Михаил Петрович вернулся в семью сестры, где его встречали со слезами на глазах. Сестра, глядя на меня и на мужа, сказала:
-После смерти Коли ты, Миш, будешь нашим сыном.
-Мы так решили,- подтвердил Андрей Григорьевич.[4]
Воспитание этой семье благотворно повлияло на выбор Михаилом Петровичем педагогической специальности и пробуждение творческих способностей. В семейной династии он стал четвертым педагогом. А после Великой Отечественной войны, когда Михаил Петрович работал директором Жирновской средней школы в Тацинском районе, а Андрей Григорьевич завучем Богураевской средней школы Белокалитвенского района, они часто встречались, беседовали и спорили по вопросам обучения и воспитания.
Чекомасова А.Г. по праву можно назвать родоначальником семейных педагогических династий.
4. Семья Двухбратова Михаила Петровича
Семья Михаила Петровича тоже представляет педагогическую династию. С 1955 года Михаил Петрович с семьей жил и трудился в Донецке. Здесь крепла его семья. Жена, Юлия Петровна- педагог, преподавала географию в школах №5 и №2. Ей присвоено звание «Отличник народного просвещения». Юлия Петровна и Михаил Петрович женаты с 1954 года. Здесь выросла их дочь Ирина Михайловна-выпускница нашей школы 1972 года выпуска и тоже стала педагогом. По окончании школы обучалась в Чечено-Ингушском государственном университете на факультете географии. По окончании работала учителем географии в городе Назрани, позже в Суходольске и Краснодоне методистом в отделе образования(Приложение 2)
В 2013 году Ирина Михайловна вернулась в Донецк и стала ухаживать за родителями. Мы хотим выразить ей огромную благодарность за сотрудничество с нашей школой. Ирина Михайловна любезно передала нашему школьному музею награды и печатные материалы своего отца, а также она поделилась с нами своими воспоминаниями о родителях.
Заключение
Проведя исследование и проанализировав мемуары Двухбратова М.П., мы увидели, что писатель как бы призывают: прочитайте, посмотрите, сравните и поймите, что без любви и заботы дети не смогут вырасти достойными людьми и никогда никому не смогут дарить счастье, если сами не имели его в детстве(Приложение 3). Так, например, переживший в детстве тяжелые жизненные ситуации – потерю родителей, голод, войны и др., Михаил Петрович оставляет воспоминания о детстве, субъективные оценки детства. Эти оценки могут направить человека как в светлое будущее, так и загнать в тупик.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что, безусловно, тема детства в творчестве Двухбратова М.П. является одной из ключевых проблем, ведь детство является отправной точкой в жизни каждого человека, именно в детстве закладываются важнейшие нравственные основы личности, по которым строится жизненный путь человека. И что вырастет из ребенка, красивый цветок или сорная трава, зависит от того, каким будет это детство.
Литература
1.М.П. Двухбратов автобиографическое издание мемуары «Родство» издание осуществлено в авторской редакции в ООО «Полиграфист» г. Донецк РО 2008 г
Интернет-ресурсы:
1.stanicasrednyaya.ru Союз писателей Дона
2. ru.wikipedia.org Двухбратов М.П.
3. bookstores.gq Двухбратов М.П.
|